На детских осенних каникулах мы семьей совершили автомобильное путешествие по следующему маршруту: Санкт-Петербург-Хельсинки-Стокгольм-Мальмё-Копенгаген-Лунд-Марифред-Упсала-Стокгольм- Хельсинки-Санкт-Петербург.
Изначально хотели проехать до побережья Норвегии (Санкт-Петербург-Стокгольм-Осло-Берген-Нордкап-Санкт-Петербург), но после прокладки маршрута стало ясно, что в рамках имевшегося в распоряжении времени (6-8 дней) и при наличии в машине двух детей, младшему из которых 1.5 года, совершить его не реально (общий пробег составил бы около 6-7 тыс.км). Сам маршрут мы разрабатывали в основном с целью посещения мест, где будет интересно детям (прокладывать его нам помог путеводитель ”Скандинавия”, приобретенный по случаю в ОКЕе).
Из Петербурга выехали в 7:30 в воскресенье и уже около 10:30 были в Торфяновке (ввиду спешности сборов поехали на летних шинах). Пройдя таможню примерно за час, взяли курс на Хельсинки. Времени было предостаточно и на легкий перекус и отдых после бессонной ночи в сборах. В итоге, примерно в 16:15 мы подъехали к парому, и тут я вспомнил, что финское время отличается от нашего на час назад.
В Стокгольме были в 9:45 по шведскому времени (оно отличается от финского еще на 1 час назад). К слову сказать, та Silja, на которой мы плыли туда, мне не понравилась, поскольку на всех палубах было в моем понимании грязно. Забегая вперед скажу, что путь обратно на Viking-е в этом и других смыслах приятно порадовал на фоне предупреждений друзей о различии в сервисе и классе.
Первый день в Стокгольме ушел на посещение парка Юнибакен (музей Астрид Линдгрен) и парка Скансен. Первый обязательно рекомендую посетить, совершая путешествие с детьми. Второй оставил впечатление некого винегрета, однако ради одного лишь музея деревянного зодчества в него стоит сходить. Кстати говоря, бросить машину на бесплатной парковке прямо в центре Стокгольма оказалось реально, притом прямо на набережной рядом с корабликами напротив парка Юнибакен(через канал). Остаток вечера и ночь решили потратить на преодоление расстояния до Копенгагена (около 750 км).
В Копенгагене мы спешились и целый день гуляли по городу. Архитектура центральной исторической части напоминает табакерку с игрушечными домиками. Не спеша всю центральную часть можно обойти часов за 6. По всему городу ездят тучи велосипедистов, надо сказать весьма уверенных в том, что при любых обстоятельствах их пропустят все автомобили, поэтому, подъезжая к пешеходным переходам и перекресткам, нужно буквально сворачивать шею и выискивать этих непуганых гонщиков. Я сам раз чуть не пропустил, как один очень резвый велосипедист не снижая скорости, влетел на пешеходный переход, пересекая мой курс (при этом сам я накатывался очень медленно). Поднявшись на смотровую башню, можно увидеть весь город как на ладони. По пути обратно в вечер того же дня мы заехали в древнейший город Лунд. Можно сказать, что это музей под открытым небом: маленькие дома и улочки, древние церкви. Самое сильное впечатление на нас произвел готический кафедральный собор Lund Domkirke – это история, запечатленная в камне (построен в 1085 г.). Долгое время он был главным собором Дании и всей Скандинавии — до передачи города Швеции; здесь же находилась кафедра единственного в Скандинавии архиепископа. Это место бесполезно описывать – его нужно увидеть, есть в нем некое невыразимое манящее и завораживающее таинство.
На следующий день мы вернулись в Стокгольм и загодя приобрели билеты на паром в обратный путь. В запасе до отплытия было еще полтора дня. За это время мы посетили Марифред, Упсалу и еще некоторое время потратили на Стокгольм. Марифред – небольшой провинциальный городок с древней историей. В нем на берегу живописного залива расположен замок Грипсхолм, башни которого изображены на шведском гербе. Внутрь строений замка нам попасть не удалось по причине того, что туристический сезон был уже закрыт, однако по двору побродить смогли. На внутренней площади стоят две большие пушки, одна из которых по преданию была отлита известным русским мастером Андреем Чоховым, автором Царь-Пушки. Пушки были взяты шведскими войсками в Ивангороде и Нарве с разницей в несколько лет. К слову сказать, в России также есть знаменитые трофеи, захваченные в Швеции. Так, например, в Софийском соборе Великого Новгорода висят бронзовые ворота, взятые русскими дружинникам в шведской крепости Сигнуту еще в 1187 году.
Наутро последнего дня перед отъездом домой мы отправились в Упсалу. Там находится крупнейший в Скандинавии кафедральный собор. Строительство собора началось в 1287 году и продолжалось около 150 лет. Впечатления от этого замечательного произведения архитектуры и искусства у нас были подобны тому, что мы испытали в готическом кафедральном соборе города Лунд. В Упсале расположен старейший в Швеции Университет, основанный в 1477 году. Напротив собора видны развалины древней крепости. Вторую половину дня
в ожидании парома мы походили по Стокгольму и забрели в одну церковь, где нам около часа удалось послушать орган. Пи этом дети были заняты в специальном игровом углу прямо внутри церкви.
Путь в порт чуть не обернулся для нас опозданием из-за совершенно неожиданной пробки на набережной (расстояние в пару километров по прямой мы планировали преодолеть за 1.5 часа), а также нерасторопности портовых служащих. Спасибо одному шведу на огромном погрузчике, проезжавшему мимо меня и указавшему, что остановка на паром в Финляндию находится совсем не там, где я встал первоначально в соответствии с дорожной разметкой (паромов Viking там стояло не менее двух). В итоге мы влетели на борт за 10 минут до закрытия ворот.
Путь из Хельсинки до границы был несколько затруднен наледью на дороге, вследствие этого мне пришлось ехать очень медленно. На границе в пятницу в сторону России очереди, как понятно, не было. В Питер мы вернулись около 6-ти вечера.
Резюмируя отмечу, что, конечно, весна-лето – значительно более предпочтительны для подобных путешествий, однако мы получили большое удовольствие и свой следующий маршрут в Европу-Скандинавию возможно следующим летом проложим с учетом того, что увидели (или просто узнали) сейчас.
Для планирующих автомобильное путешествие скажу, что незаменимыми в нем оказался GPS навигатор на базе ноутбука с подробной картой дорог и городов с выносным USB-датчиком (спасибо Славе (vao) за наводку):
http://shop.key.ru/shop/goods/33117/ .
С помощью MS MapPoint Europe 2009 я с легкостью ориентировался во всех дорожных ситуациях. Также очень полезным оказался инвертор (1200W
http://shop.key.ru/shop/goods/93159/), одноразовая посуда, термосы с кипятильником (электрическим чайником). В багажнике болталась маленькая газовая горелка, но она не нашла применения скорее из-за погоды за бортом (летом при переездах мы пользовались ею постоянно) и наличия кипятильника.
С собой я также взял 2 канистры по 20 литров бензина (как выяснилось уже во второй раз, можно было забить ими хоть весь багажник – ни на финской, ни на российской таможне на это никто не смотрел).
На одной заправке в Швеции, сунув банковскую карточку в автоматический заправочный автомат, я с удивлением обнаружил, что с моего счета было снято 160евро в рублевом эквиваленте (спасибо SMS-оповещению), а бензина при этом я не получил. После того, как я пригласил оператора, мы процедуру повторили теперь уже вместе и эффект был тем же. В итоге со счета было снято теперь уже немногим больше 5000р. После довольно продолжительных объяснений с оператором и демонстрации SMS-сообщений, а также после моей просьбы выдать распечатку проведенных операций, каким-то образом деньги мне на счет вернулись, однако мои коллеги, ездившие таким же образом во Францию и Италию, сказали мне позже, что им не удавалось так удачно их возвращать. Мораль сей басни – нигде в Европе (насколько я понял, кроме Финляндии) заправляться по карточке на автоматах не следует.
В итоге пробег составил 2600 км за 6 дней.
Фотоотчет здесь:
http://photofile.ru/users/biorn.fotoplenka/150225168/